WR: Хороший год ритейла
Крупнейшие игроки рынка розничной торговли показали высокие результаты роста, по итогам 2024 года. Об этом говорят данные отчетности, опубликованные компаниями в марте-апреле 2024 года. Рынок FMCG находиться на пиковых показателях, что сказывается на планах, которые ставят компании своим категоричным направлениям, в том числе по планам роста категории "Вино" в 2025 году.
Общий обзор рынка
По данным INFOLine совокупные продажи десяти крупнейших игроков рынка по итогам 2024 года (X5 Group, "Магнит", Mercury Retail Group, "Лента", "Светофор", "ВкусВилл", "Ашан", METRO, Fix Price и "О'КЕЙ") превысили 10,9 трлн рублей, а рост выручки ускорился до 22,6%: в 2023 году выручка составила 14,8% . Особенно важно отметить, что доля этой десятки лидеров на рынке FMCG увеличилась с 39,9% до 42,5%. Это, в свою очередь, яркий маркер консолидации отрасли.
Лидирующие позиции уверенно занимает X5 Group, показавшая наибольший прирост доли рынка (+1,1 п.п.) в 2024 году. За ней следуют "Магнит" с приростом в +0,3 п.п. и Mercury Retail Group (объединяющая "Красное&Белое" и "Бристоль") с увеличением на +0,5 п.п.
Лидеры рынка и их показатели
X5 Group и "Магнит"
X5 Group укрепила свои позиции лидера рынка, увеличив выручку на 24,2% - до 3,9 трлн рублей. "Магнит" показал рост на 20,3% - до 3 трлн рублей. Разрыв между этими двумя гигантами за минувший год увеличился в 1,4 раза, составив почти 890 млрд рублей. Согласно опубликованным данным, чистая розничная выручка X5 Group в четвертом квартале 2024 года выросла на 22,3% до 1,078 трлн рублей, причем положительную динамику продемонстрировали все форматы компании: "Пятерочка", "Перекресток" и "Чижик".
Mercury Retail Group
Особенно впечатляющую динамику показали "Красное&Белое" и "Бристоль", объединенные в Mercury Retail Group. В четвертом квартале 2024 года рост выручки этих ретейлеров ускорился на 8,6 п.п. по сравнению с аналогичным периодом 2023 года, до 27,4%. Столь значительный рост обусловлен как высокими темпами органического развития, так и существенным увеличением показателя LFL (Like-for-Like) в сети "Красное&Белое".Это означает, что действующие магазины сети стали продавать больше - за счет акций, ассортимента, локального позиционирования и удобства. Это особенно важно, так как подтверждает, что рост выручки - это отражение реального повышения эффективности бизнеса.
"ВкусВилл"
"ВкусВилл" продолжает уверенный рост - оборот компании увеличился на 27% по сравнению с 2023 годом, достигнув 329 млрд рублей. Особенно примечательно развитие онлайн-канала: доля доставки продуктов достигла 50% от оборота против 46,8% в 2023 году. В 2024 году компания открыла 593 новых магазина и 79 дарксторов, а количество доставок составило 127 млн.
Важным стратегическим шагом для "ВкусВилла" стал выход на международный рынок - открытие первых трех магазинов в Казахстане, которые к концу года были признаны успешными. Согласно финансовой отчетности, выручка АО "ВкусВилл" в 2024 году выросла на 26,7% до 326,8 млрд рублей, а чистая прибыль увеличилась на 18,5% до 6,1 млрд рублей.
"Лента"
"Лента" продемонстрировала значительный прогресс, увеличив выручку на 44,2% год к году - до 888,3 млрд рублей. Особенно успешным стал четвертый квартал 2024 года, когда выручка выросла на 18,4% до 263,8 млрд рублей. Впечатляющие результаты показал и показатель EBITDA, который за полный 2024 год вырос более чем в 2 раза, а рентабельность EBITDA увеличилась на 222 б.п. до 7,7%.
Генеральный директор "Ленты" Владимир Сорокин отметил, что 2024 год стал рекордным для группы по количеству новых магазинов - сеть "Монетка" открыла более 650 торговых точек. Кроме того, "Лента" приобрела "Улыбку радуги" - вторую крупнейшую в России сеть магазинов дрогери с около 1700 точками.
Группа компаний "О'КЕЙ"
ГК "О'КЕЙ" продемонстрировала более скромный, но стабильный рост - общая выручка группы увеличилась на 5,5% год-к-году до 219,4 млрд рублей. При этом компания показала существенное улучшение рентабельности: показатель EBITDA (прибыль до вычета процентов, налогов, износа и амортизации) увеличился на 20,3% до 20,5 млрд рублей, а рентабельность по EBITDA выросла на 1,1 п.п. до 9,3%. Особенно примечательно, что чистая прибыль группы в 2024 году составила 2,0 млрд рублей, тогда как в 2023 году был зафиксирован чистый убыток в размере 2,9 млрд рублей.
Внутри группы компаний наблюдались разные темпы роста: чистая розничная выручка гипермаркетов "О'КЕЙ" увеличилась на 2,0%, в то время как дискаунтеры "ДА!" показали рост на 13,3%.
"METRO"
METRO, один из ключевых игроков оптового сегмента, показал стабильный рост в I квартале 2024/25 финансового года (октябрь 2024 - сентябрь 2025). Компания увеличила продажи на 7,1% в местной валюте с учетом поправок на валютные колебания и изменения в портфеле активов. Российское подразделение METRO продемонстрировало результат выше среднего по группе, с ростом на 8,4% в рублевом выражении. Примечательно, что положительную динамику показали все каналы продаж - как традиционный офлайн-формат, так и активно развивающееся онлайн-направление. По итогам квартала скорректированная EBITDA достигла 412 млн евро, что превысило показатель аналогичного периода предыдущего года (407 млн евро). Руководство METRO подтвердило прогнозы на весь финансовый год 2024/25, отметив, что компания продолжит развивать свою мультиканальную стратегию с особым фокусом на сегмент HoReCa (отели, рестораны, кафе), который обеспечивает наиболее существенный прирост в структуре продаж компании.
Другие игроки рынка
SPAR в России увеличил выручку на 15,9% до 128,5 млрд рублей, а валовая прибыль компании выросла на 27,8% до 36,8 млрд рублей. При этом чистая прибыль сократилась на 18,4% и составила 219,3 млн рублей. Можно считать, что SPAR смогли существенно нарастить продажи и даже повысить маржинальность на первом уровне (валовая прибыль), но эти достижения были "съедены" ростом операционных или внеоперационных расходов.
ГК "Бахетле" показала рост выручки на 15% - до 8 млрд рублей. Компания сделала акцент на модернизации магазинов, развитии цифровых технологий и диверсификации бизнеса, развивая направления корпоративного и социального питания.
"Азбука вкуса" увеличила выручку на 17,3% до 101,2 млрд рублей, а чистая прибыль выросла впечатляющими темпами - в 4,5 раза (до 3,63 млрд рублей).
"Ашан" продемонстрировал наименьшую динамику в рейтинге - всего 0,8%, и по итогам года уступил шестое место "ВкусВиллу".
Ключевые тренды и стратегии
• Развитие онлайн-канала
Одним из главных трендов 2024 года стало активное развитие онлайн-канала. "ВкусВилл" довел долю доставки продуктов до 50% от оборота, а в непогоду и выходные дни этот показатель превышает 50%. У гипермаркетов "О'КЕЙ" онлайн-продажи составили 7,8 млрд рублей или 5,4% от чистой розничной выручки.
Крупнейшие ретейлеры продолжают развивать мультиформатные модели бизнеса. X5 Group успешно развивает не только "Пятерочку" и "Перекресток", но и дискаунтер "Чижик", который показал впечатляющий рост выручки в четвертом квартале - на 102,3%. "Лента" приобрела сеть "Улыбка радуги", а также развивает новые форматы: магазины товаров для животных "Зоомаркет", корнеры "Точка табака" и компактные магазины у дома "Вингараж".
• Повышение эффективности
В условиях высокой ключевой ставки ретейлеры активно работали над повышением эффективности бизнеса. "Лента" снизила SG&A расходы( коммерческие, общехозяйственные и административные расходы компании) в процентах от выручки на 2 п.п. год к году, а показатель EBITDA сократился до 0,9. У ГК "О'КЕЙ" валовая маржа увеличилась на 0,5 п.п. до 23,4% благодаря эффективному управлению закупками и оптимизации уровня товарных потерь.
• Развитие собственных торговых марок и готовой еды
"Бахетле" увеличила долю продукции собственного производства до 50% во флагманском супермаркете сети. "ВкусВилл" продолжает делать ставку на собственную торговую марку - более 97% товаров представлено под СТМ.Анализ рынка FMCG-ретейла продемонстрировал, что крупнейшие игроки продолжают укреплять свои позиции, усиливая влияние как через органический рост, так и через M&A-сделки. Прежде всего нужно отметить дифференциацию темпов роста - лидеры ("Лента", X5 Group, Mercury Retail Group) демонстрируют темпы роста выше среднерыночных, однако есть "отстающие игроки" ("Ашан"). Значительно растет значение онлайн-продаж, особенно в формате экспресс-доставки. Мультиформатные модели также становятся важным инструментом адаптации к меняющемуся спросу. Особенно заметно развитие формата "у дома" и сегмента дискаунтеров, что отвечает изменениям в потребительском поведении. Еще одной одной из главной тенденцией является рост доли СТМ. Сложно игнорировать и технологическую трансформацию - внедрение цифровых решений для оптимизации бизнес-процессов становится конкурентным преимуществом.
Источник: WineRetail
Ещё не зарегистрировались?
Попробуйте, чтобы:
найти ближайший к Вам магазин;
узнать об акциях и скидках.
Возникли проблемы?
Если у вас возникли трудности со входом в личный кабинет, свяжитесь с нами
Как удалить аккаунт в личном кабинете
Если у вас возникли трудности со входом в личный кабинет, свяжитесь с нами
Как удалить аккаунт в личном кабинете
Ещё не зарегистрировались?
Попробуйте, чтобы:
найти ближайший к Вам магазин;
узнать об акциях и скидках.
Возникли проблемы?
Если у вас возникли трудности со входом в личный кабинет, свяжитесь с нами
Как удалить аккаунт в личном кабинете
Если у вас возникли трудности со входом в личный кабинет, свяжитесь с нами
Как удалить аккаунт в личном кабинете
Войдите в личный кабинет
Войдите в личный кабинет, чтобы увидеть цену товара





