Мнение: «В регионах нужно создавать комфортные условия жизни, а не закрывать алкомаркеты»

В последнее время появляется всё больше инициатив по ограничению работы алкомаркетов - депутаты и общественники предлагают запретить им размещаться в жилых домах или квотировать количество таких магазинов. В Вологодской области после ограничения времени продажи алкоголя закрылось больше половины алкомаркетов, появляются аналогичные инициативы и в других регионах. Однако, как полагает учредитель отраслевого портала "Продукт медиа", эксперт по ритейлу, консультант поставщиков торговых сетей Михаил Лачугин, такие меры являются популистскими и проблему злоупотребления алкоголем не решают.

По мнению Михаила Лачугина, рост числа алкомаркетов объясняется сразу несколькими причинами. Первая - расширение их ассортимента. Если ранее в них можно было купить только алкоголь и закуски, то сейчас алкомаркеты предлагают базовый набор продуктов питания. Трансформация ассортимента позволяет магазинам выживать, подчёркивает эксперт. На фоне сокращения продаж алкоголя в России (по данным РАТК, в первом полугодии 2025 года, если не считать пиво, они снизились на 15%) розница замещает алкогольный ассортимент продуктами питания.

Комментируя инициативу депутатов дать определение термину "алкомаркет", Михаил Лачугин отмечает, что объем спиртного на полках алкомаркетов и в традиционном ритейле примерно одинаковый. Однако условные "Магнит" или "Пятерочка" располагают большей площадью и за счёт этого могут предлагать более широкий ассортимент - каждый продукт представлен не одним брендом, а пятью-шестью. За счет этого создается иллюзия, что в традиционных магазинах у дома спиртного меньше, чем в алкомаркете, подчёркивает Лачугин.

Ещё одной причиной роста числа таких магазинов эксперт называет легализацию рынка. На российском рынке работают несколько крупных производителей и дистрибьюторов, алкогольной продукции, которые фактически поделили между собой рынок. И у многих из них есть свои торговые сети.

- Россия сделала большой шаг вперед в легализации алкоголя и сокращении теневого сегмента бизнеса. И легальные алкомаркеты в этом смысле точно лучше, чем нелегальные торговые точки с суррогатом, - резюмирует Лачугин.

Большое количество алкомаркетов, которое критикуют в Госдуме, объясняется ещё и тем, что крупные федеральные сети, в том числе специализированные алкогольные, иногда открывают магазины просто чтобы выполнить свои количественные показатели, не задумываясь об эффективности торговой точки. В ближайшие годы рынок сам отрегулирует количество магазинов у дома, подчёркивает Михаил Лачугин, и количество алкомаркетов сократится независимо от заградительных мер.

- Скоро мы достигнем потолка, и начнется некоторый обратный процесс. Нет спроса на такое количество точек, через каждые 100 метров, а во многих городах уже нет и коммерческих помещений под них. Уже сейчас федералы смотрят больше на качественные показатели, а не количественные, - поясняет эксперт.

По мнению Михаила Лачугина, обсуждение ограничений для алкомаркетов связано с борьбой лоббистов - классические крупные торговые сети недовольны тем, что алкомаркеты оттягивают у них трафик и отбирают покупателей.

- Я вижу в этой истории не столько заботу о людях, сколько столкновение бизнес-интересов и борьбу за трафик и кошелек потребителя. Надо отметить, у алкогольной индустрии тоже сильное лобби, и они наверняка сумеют в той или иной мере отстоять свои интересы, - полагает Лачугин.

По мнению эксперта, любые ограничения ассортимента алкомаркетов или самого их количества могут привести только к ограничению конкуренции в пользу крупных федеральных торговых сетей и к росту теневого сегмента бизнеса.

Комментируя заявления депутатов о том, что алкомаркеты якобы заманивают детей дешёвыми сладостями, Михаил Лачугин отмечает, что отношение ребёнка к алкоголю должно формироваться на уровне воспитания, чтобы, став взрослым, человек сам мог оценить, нужно ли ему употреблять алкоголь.

- Профориентация, формирование здоровых привычек у детей, определенного мировоззрения и менталитета - вот чем нужно заниматься. Это долгая работа, на которую уходит не один год, а иногда десятилетия. Ребенок, который хочет купить конфеты, может увидеть алкоголь в любом магазине у дома. Чем в этом плане "Магнит" или "Пятерочка" отличаются от "Красного и белого"? Тогда давайте во всех магазинах, торгующих алкоголем, запретим продавать сладости.

Демографические проблемы нужно решать системно, отмечает эксперт.

- Чтобы люди не уезжали из регионов, хотели там оставаться и рожать детей, нужно создавать комфортные условия жизни, а не закрывать алкомаркеты. Это абсолютно популистская мера, которая вызывает много обсуждений, но ключевую проблему не решает.

Источник: Rushoreca.ru
Ваше сообщение отправлено

Если вы не получили ответ на ваше сообщение, не беспокойтесь, оно будет обязательно прочитано.

Все без исключения жалобы и пожелания будут непременно взяты компанией на заметку.

Пользователь с данным номером телефона не зарегистрирован.
Неверный пароль
Ещё не зарегистрировались?
Попробуйте, чтобы:
найти ближайший к Вам магазин;
узнать об акциях и скидках.
Возникли проблемы?
Если у вас возникли трудности со входом в личный кабинет, свяжитесь с нами

Как удалить аккаунт в личном кабинете
Cкачай сейчас приложение Красное&Белое
Скачай приложение Красное&Белое и пользуйся с удовольствием!
Ещё не зарегистрировались?
Попробуйте, чтобы:
найти ближайший к Вам магазин;
узнать об акциях и скидках.
Возникли проблемы?
Если у вас возникли трудности со входом в личный кабинет, свяжитесь с нами

Как удалить аккаунт в личном кабинете
Cкачай сейчас приложение Красное&Белое
Скачай приложение Красное&Белое и пользуйся с удовольствием!

Войдите в личный кабинет

Войдите в личный кабинет, чтобы увидеть цену товара
Не все поля заполнены